эту кнопку
Давным-давно, ещё в прошлом тысячелетии, основным предназначением видеокарт была возможность вывода изображения из памяти компьютера на экран дисплея. Среди производителей девайсов наблюдался лютый разброд и шатание. Игры выходили со своим набором драйверов под разнообразные устройства (включая видеокарты). Потом пришёл он: S3 Trio64 V+, который стал своеобразным стандартом. Практически полная копия — S3 Trio64 V2 — была выпущена чуть позднее. А ещё позже появился S3 Virge, укопмлектованный аж 4 МБ видеопамяти.
S3 Trio64 V2 с 1 МБ видеопамяти на борту. Как видно, видеоплату можно проапгрейдить, добавив ещё две штуки SOJ DRAM EDO 512 КБ для получения 2 МБ памяти.
1 МБ видеопамяти достаточно для создания 3 буферов при разрешении экрана 640×480 пикселей с 256 цветами. Герои 3 требовали 2 МБ, т. к. использовалось разрешение 800×600 пикселей и 65536 цветов.
И всё было просто и понятно: процессор обсчитывал и отправлял данные в память, а видеокарта передавала картинку на дисплей. И тут в компьютерный мир буквально ворвался 3dfx со своей революционной технологией Voodoo.
Справедливости ради нужно сказать, что до появления решений от 3dfx были и другие технологии. В частности, чип NV1 от NVIDIA (который провалился).
Так что же являл собой Voodoo? Это был так называемый 3D-ускоритель; дополнительная плата для создания качественной высокопроизводительной графики. Важное отличие от современных решений — данный ускоритель требовал наличие обычной (2D) видеокарты. Для своих видеокарт компания 3dfx разработала API — Glide — удобное средство работы с Voodoo (для разработчиков игр, в первую очередь).
Ускоритель трёхмерной графики на основе 3Dfx Voodoo 2. Именно с этим чипсетом появилась технология SLI: можно было подключить два ускорителя, которые работали в тандеме, при этом, один ускоритель обрабатывал чётные строки изображения, другой — нечётные, чем достигался, теоретически, двукратный прирост производительности
Осознав преимущество нового рынка, в борьбу за потребителя включились и другие крупные игроки, представляя свои продукты. Среди основных можно вспомнить: 3D RAGE от ATI, RIVA от NVIDIA, а также произносимый благоговейным шёпотом Millennium от Matrox. Масла в огонь подлили и разработчики программного обеспечения, в благородном стремлении стандартизировать (и, как следствие, избавить программистов от необходимости портировать свой код для поддержки видеокарт разных производителей) работу используемых функций: Microsoft выпускает Direct3D (часть библиотеки DirectX), Silicon Graphics — OpenGL.
Пожалуй, последним успехом 3dfx стал Voodoo3. На тот момент данная видеокарта была самой производительной в плане 3D графики, но ей «на пятки» наступала RIVA TNT2 от NVIDIA. Стремясь превзойти конкурентов, 3dfx бросила все силы на разработку нового чипсета. И в это время вышел GeForce 256 от NVIDIA, который, фактически, забил последний гвоздь в «крышку противостояния». Новый чипсет от 3dfx не был конкурентом GeForce 256. Чтобы всё-таки вернуть лидерство, было принято решение выпустить многопроцессорную конфигурацию обновлённого чипсета — VSA-100 — Voodoo5. Однако время оказалось упущено, и на момент появления новых ускорителей на базе процессоров от 3dfx, конкуренты снизили цены на свои предыдущие продукты, а вскоре и представили новые, которые были не только дешевле, но и производительнее Voodoo 5.
NVIDIA GeForce 256
Для бывшего лидера 3D-ускорителей всё было закончено. Большую часть активов приобрела NVIDIA, и за этим последовало полное искоренение всего, что было связано с 3dfx, включая узнаваемые названия — Voodoo и Glide API. С этого момента, фактически, осталось лишь два производителя высокоскоростных решений для домашних пользователей: ATI и NVIDIA.
В 2000 году компания ATI выпускает культовый процессор нового поколения — Radeon. Бренд оказался настолько популярным, что используется до сих пор. Данный графический процессор был первым решением, целиком поддерживающим DirectX 7. Чуть ранее NVIDIA предоставила свой культовый чипсет, положивший на обе лопатки Voodoo5, и явившийся началом брендированной линейки — GeForce. Оба названия прочно закрепились в умах пользователей, и на вопрос «Какая у тебя видеокарта?» вполне можно услышать ответ: «Radeon» или «GeForce».
В разное время пальма первенства переходила то к одной, то к другой компании. Невозможно сказать однозначно, на каком же чипсете видеокарта будет лучше: многое зависит и от производителей видеокарт. Но давайте оставим «священные войны», и кратко пробежимся по основным линейкам решений.
Итак, 2000 год. ATI выпускает линейку «семитысячников» — Radeon 7000 и 7200, а через год — 7500, использующий для изготовления более «тонкий» техпроцесс. Карты поддерживали DirectX 7.0 и OpenGL 1.3.
NVIDIA выкидывает на рынок GeForce 2 и GeForce 3, поддерживающие DirectX 7 и OpenGL 1.2.
Следующее поколение видеокарт от ATI «восьми-» (представлены Radeon 8500 и его облегчённый вариант — Radeon 8500 LE) и «девятитысячники» (Радеоны 9000, 9100, 9200, 9250 с дополнительными суффиксами), с поддержкой DirectX 8.1 и OpenGL 1.4. В 2002 году появляются очередные «девятитысячники»: Radeon 9500 — Radeon 9800, а также положено начало икс-серии: X300 — X850 и X1050 — X1950. Поддерживаемые API — DirectX 9.0 b OpenGL 2.0.
NVIDIA выпускает GeForce4 в версиях MX — для систем начального уровня, и Ti (Titanium) — для систем среднего и топового диапазонов, поддерживающих DirectX 8.1 и OpenGL 1.3. Со следующей линейкой — GeForce FX, случился небольшой скандал. Компания выпустила чипсеты с поддержкой шейдеров, версии 2.0a и активно пиарила эту технологию. Но, как показали тесты, шейдеры работали гораздо медленнее, чем у конкурента (ATI). Чтобы как-то спасти положения, NVIDIA изменила код своих драйверов так, чтобы в популярных бенчмарках код шейдеров подменялся на свой, более производительный.
Как бы то ни было, но следующая линейка вернулась к цифровому обозначению — GeForce 6, и видеопроцессоры стали поддерживать DirectX 9.0c и OpenGL 2.0. Седьмое поколение — GeForce 7, было прямым наследником предыдущего, и ничего нового не привнесла.
В 2006 году компания ATI приобретается корпорацией AMD. Однако старый бренд сохраняется и выпускаемая продукция продолжает маркироваться как ATI Radeon. В очередной раз меняется торговое наименование, и вместо серии X появляются серии HD (которые, к слову, выпускаются по сей день). Новые «двухтысячники» — HD2000 — поддерживают DirectX 10.0 и OpenGL 3.3. Серия HD3000, фактически, ничем особенным не отличается (разве что в некоторых моделях появляется поддержка DirectX 10.1). Следующая линейка — HD4000 — тоже эксплуатировала предыдущие решения: уменьшение техпроцесса привело к снижению тепловыделения и позволило безболезненно нарастить количество потоковых процессоров, отвечающих за обработку графики. Наиболее топовые решения получают память GDDR5 (младшие модели используют GDDR3).
PhysX и CUDA
А вот компания NVIDIA совершает прорыв в вычислениях, выпустив восьмое поколение своего продукта — GeForce 8. Помимо поддержки DirectX 10 и OpenGL 3.3, поддерживается технология CUDA, с помощью которой можно часть вычислений переложить с основного процессора на процессоры видеокарты. Вместе с данной технологией была представлена ещё одна — PhysX — которая для вычислений могла использовать либо центральный процессора, либо процессор видеокарты с поддержкой CUDA.
Видеокарта Zotac 9800GT с 512 МБ памяти. Крайне неудачная модель в плане теплоотвода, пришлось установить дополнительный кулер для лучшего охлаждения
Девятое поколение — GeForce 9 — фактически являлось развитием предыдущих успехов. В продолжении развития было изменено обозначение — новая линейка маркировалась как GeForce 100.
В десятом поколении — GeForce 200 — обновилась версия CUDA до 2.0. Также была добавлена аппаратная поддержка H.264 и MPEG-2. Некоторые модели видеокарт начинают комплектоваться быстрой памятью — GDDR5.
В конце 2009 года ATI обновляет линейку — выходят в свет HD5000. Помимо обновлённого техпроцесса, видеокартам достаётся поддержка DirectX 11 и OpenGL 4.1.
В 2010 году AMD решает отказаться от бренда ATI в будущих картах. Новая серия — HD6000 — уже выходит под названием AMD Radeon. Так же становится доступен вывод видеоизображения в 3D.
У NVIDIA тоже меняется техпроцесс и появляются новые графические процессоры — GeForce 400, поддерживающие DirectX 11 и OpenGL 4.1. Над чипом была проделана громадная работа, и посредством MIMD удалось значительно увеличить производительность.
Продолжение развития линейки — GeForce 500 — по традиции имеет сниженное (за счёт оптимизации) энергопотребление и улучшенную производительность.
Наши дни
В 2012 году обе корпорации представили обновлённые линейки своих продуктов: GeForce 600 от NVIDIA и HD7000 от AMD.
Графические процессоры от NVIDIA получили обновлённую начинку, основанную на архитектуре Kepler, благодаря чему увеличилась производительность и снизилось тепловыделение. 28 нм техпроцесс также пошёл на пользу (в картах начального уровня используется 40 нм). Доступные технологии — DirectX 11.1 и OpenGL 4.3. По маркировке можно в высокой степенью вероятность определить, какая же из видеокарт быстрее: для этого нужно посмотреть 2 последние цифры серии:
- GTX610–640 — т. н. офисные карты, обладают посредственной производительностью (менее 100$);
- GTX 650 и GTX 650 Ti — игровые карты начального уровня производительности (менее 150$);
- GTX 660 — игровые карты среднего уровня производительности (менее 250$);
- GTX 660 Ti, GTX670–690 — игровые карты высшего уровня производительности и топовые видеокарты (стоимость может достигать 1000$ и более);
- GTX Titan, GTX 780 — топовые игровые карты.
Самая быстрая двухпроцессорная видеокарта AMD Radeon HD 7990. При полной нагрузке потребляет 500 Вт, что требует наличия мощного блока питания с одной стороны и фактически ставит крест на докупку второй карты для режима CrossFire
Чипсеты AMD получили архитектуру Graphics Core Next, производство ведётся по 28 нм процессу. Доступные технологии — DirectX 11.1 и OpenGL 4.2. Назначение видеокарты можно определить по 3 последним цифрам:
- HD77x0–77×0 — игровые видеокарты начального ценового диапазона (менее 200$);
- HD78x0–78×0 — игровые видеокарты среднего ценового диапазона (менее 300$);
- HD79x0–79×0 — продвинутые и топовые игровые видеокарты (стоимость может достигать 1000$ и более).
На российском рынке в качестве «x» в названии моделей представлены цифры 5, 7 и 9. Цифра 5 соответствует самой низкой производительности в классе, но и самой низкой цене. 9, напротив, показывает, что данная карта в классе является самой производительной.
Казалось бы, обозначение моделей просты и понятны, и можно быть уверенным, что видеокарта на «старшем» чипсете будет однозначно быстрее более «младшей» коллеги. К сожалению, это далеко не всегда так. И даже производительность карт, построенных на одном чипсете, может отличаться на 20% (при почти одинаковой стоимости). Почему такое случается? Некоторые производители могут решить сэкономить на комплектующих, в частности, установить более дешёвую память, либо использовать шину меньшей разрядности. Другие, напротив, делают ставку на качественные компоненты, разгоняют и тестируют видеокарты. Не нужно забывать и про систему охлаждения: быстрая карта с жужжащим вентилятором может отбить всё удовольствие от игр (особенно ночью). Поэтому не нужно лениться, а стоит посетить авторитетные сайты и прочитать обзоры тестирования, чтобы подобрать не только быструю, но и тихую видеокарту с хорошим охлаждением. Хорошие ресурсы: ixbt, ferra, easycom. Отзывы можно почитать здесь.
Обе фирмы — AMD и NVIDIA — предлагают решения, способные удовлетворить практически любого пользователя. У обоих корпораций есть решение для 3D — поддержка в играх и фильмах, это: AMD HD3D и 3D VISION от NVIDIA. Видеокарты данных фирм способны выводить изображение на несколько мониторов, вплоть до того, что можно использовать несколько мониторов для одной игры. А ещё, у AMD и NVIDIA есть технологии, позволяющие объединяться несколько видеокарт: CrossFire и SLI соответственно, благодаря чему производительность в некоторых играх, фактически, удваивается (и даже утраивается при установке 3 карт). По сути, это очень хороший способ увеличить производительность своей видеосистемы в будущем.
Игра на 3 экранах благодаря технологии NVIDIA® 3D Vision™. Налицо значительно расширение области видимости
Осталось лишь определиться, какие из функций нужны и сколько денег на это готовы потратить. Так, для 3D потребуется соответствующий монитор и очки. PhysX является технологией NVIDIA, а перекладывание части задач с центрального процессора на процессор видеокарты может положительно сказаться на производительности в целом.
Наверняка у вас назрел вопрос: какая же видеокарта на данный момент является самой быстрой? Это двухпроцессорный флагман, AMD Radeon HD 7990, построенной на 2-ух графических процессорах AMD Radeon HD 7970.
А как выбрать карту по своему бюджету и не прогадать? На этот вопрос поможет ответить специальная табличка, которая высчитывает абсолютную стоимость 1% «идеальной» производительности.
Открыть таблицу производительности видеокарт (в новом окне)
Дополнение 1
NVIDIA выпустила новую серию видеокарт — 7xx. Сейчас большая часть плат этой серии закрывает (как по ценовому диапазону, так и по производительности) «дыры», неизбежно возникающие в процессе развития. GTX 690 очень быстрая, GTX Titan — крайне тихая и самая быстрая однопроцессорная видеокарта. Но по сравнению с GTX 680 они оторвались довольно сильно. Разницу в производительности должны погасить GTX 770 и GTX 780. Совсем недавно была анонсирована GTX 760. Основная черта новой серии — бо́льшие (по сравнению с предыдущими картами) частоты авторазгона.
Дополнение 2
AMD выпустила в продажу нового монстра — двухчиповую видеокарту Radeon R9 295X2. Отличается от своего одночипового «родителя» — Radeon R9 290X — слегка повышенной частотой ядра и удвоенными характеристиками остальных компонентов — шины памяти 2×512 бит, и двойным тепловыделением — целых 500 Вт! Для охлаждения используется водяной радиатор с выносным блоком. Заявленная стоимость данной «игрушки» — 1500$, что более 2.5 раз дороже одночиповой карты. Цена, конечно, высокая, но и производительность запредельная — конкурентов на данный момент просто нет. Единственная карта, способная выдавать в Metro: Last Light при разрешении Full HD и максимальных настройках более 60 FPS, а точнее 71 FPS (для сравнения — GeForce GTX 780 Ti выдаёт менее 53 FPS).
«Размочить» ситуацию вроде как призван GeForce GTX TITAN Z — двухчиповик от NVIDIA, про который пока известно, что он выйдет. Заявленная цена — 3000$. Скорее всего, видеокарта будет быстрее своего конкурента от AMD, однако стоит учесть, что уже сейчас связка из 2-ух GeForce GTX 780 Ti обойдётся даже дешевле Radeon R9 295X2, в свете чего покупка флагмана от NVIDIA если и выглядит перспективной, то только в случае наличия лишних 100.000+ рублей и диким желанием собственноручно «пощупать» новинку.
днём интернета
шоколадкой для работы мозга
коробочкой ароматного чая для бодрости
продлением хостинга на +1 месяц
Хах, вспомнил молодость с S3 картой и Анриал первый вспомнился ))). Что касается самого железа, то проще обратиться к гику, чем вычитывать и обдумывать все самому. Покупал комп в том году, и просто зачитался по видяхам информации, а выбирал все равно почти наугад (слишком дорого вникание обходится)…
Дико извиняюсь, Ваши комментарии почему-то попали в спам и я их только заметил :/
Да-да, я тоже вспоминаю молодость, S3 Trio 64v2 и дикие тормоза анрила.
А для того, чтобы не высчитывать, я и сделал табличку: указываете вилку цен и сортируете по стоимости процента производительности или общей производительности. После этого останется в ближайшем компьютерном магазине выбрать ту, которая есть.